Завершается строительство Приморской ТЭС в Светловском городском округе Калининградской области. Основным топливом для неё будет уголь. Несмотря на то, что никакого риска технология выработки энергии не несёт, многие жители опасаются ухудшения экологических показателей окружающей среды, прежде всего, загрязнения воздуха. Заместитель главного инженера по эксплуатации Приморской ТЭС Сергей Щигарцов ответил на несколько вопросов по этой теме.
- Иногда над станцией можно наблюдать появление чёрного дыма. С чем это связано?
- Чтобы растопить энергетический котёл, нужно задействовать пусковой котёл. Для этого сначала необходимо использовать дизельное топливо. В пусковом котле подогревается пар, который разогревает мазут. При разогреве до нужных параметров котёл переходит с дизельного топлива на мазут. У этих видов топлива разные условия горения по наличию кислорода в камере сгорания. Когда в ту же топку, где горит дизельное топливо, мы подаём мазут, из-за нехватки кислорода он коптит. Автоматика начинает корректировать режим горения, - этот процесс контролируется оперативным персоналом, который следит за количеством воздуха в камере сгорания. Как только воздуха становится достаточно, а температура достигает необходимых показателей, мазут прогорает полностью и перестаёт коптить. Этот процесс длился около пяти минут, но после настройки режимов горения его удалось сократить.
- Как часто это будет происходить? Насколько вредно такое загрязнение воздуха?
- Мазут используется только для растопки котлов, основным же видом топлива на Приморской ТЭС будет уголь. При его сжигании все дымовые газы проходят через электрофильтры, установленные на дымовых трубах энергоблоков. Эффективность их работы составляет 99,6%. Электрофильтры включаются через некоторое время при переходе с мазута на угольную пыль в энергетическом котле. До их включения из трубы может идти сизый дым. При этом во время комплексных испытаний второго энергоблока дыма не было видно вообще, хотя блок работал на полную мощность – 65 МВт. По оценкам специалистов, занимающихся наладкой фильтров, при норме выбросов 50 мг/м3 этот показатель на Приморской ТЭС составит около 20 мг/м3. Стоит отметить, что кузбасский уголь, который будет сжигаться на станции, является одним из лучших по низкой зольности и малому содержанию серы.
- Ведётся ли сейчас мониторинг количества выбросов на станции?
- Он ведётся во время гарантийных испытаний. По российскому законодательству постоянный мониторинг осуществляется на тепловых электростанциях мощностью более 250 МВт. Мощность Приморской ТЭС 195 МВт, поэтому после ввода станции в эксплуатацию здесь будет выполняться периодический контроль в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
- Что будет с золой, образующейся после сжигания угля?
- Проектом предусмотрено размещение золы на золошлакоотвале. Для исключения пыления она будет увлажняться специальным экологичным раствором и утрамбовываться. Транспортировать золу будут автомобильным транспортом, также в увлажнённом виде. Как известно, существует множество технологий для использования золы, например, при производстве стройматериалов, возведении дорог. И калининградские предприниматели уже проявляют к ней интерес.