/ Информационно-экспертный центр

Информационно-экспертный центр

Темы








Обратная связь
* поля, обязательные для заполнения
Общие вопросы по строительству генерирующих мощностей:
Для чего нужны новые мощности в регионе, который не испытывает энергодефицита?

Электростанции нужны для обеспечения энергобезопасности Калининградской области. Новые источники мощности не только предотвратят вероятность отключения региона от энергоснабжения, но и сделают энергосистему более маневренной: в случае аварии, а также при выводе в ремонты других энергоблоков строящиеся станции способны полностью покрыть пиковые нагрузки в сети. Проекты реализуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1623-р, в редакции от 26.02.2016 № 289-р и от 20 октября 2015 года №1116 и распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2015 года №2098-р.

Каковы параметры проектов – мощность, состав основного оборудования?

Всего планируется построить четыре электростанции суммарной мощностью около 1 ГВт, три из которых уже работают на газовом топливе. Они размещены в Калининграде, Советске и Гусеве. И одна на угольном топливе в Светловском городском округе.

Прегольская ТЭС (Калининград) мощностью 455,2 МВт состоит из четырех парогазовых блоков мощностью 114 МВт каждый, в составе каждого энергоблока одна газовая турбина типа 6F.03 мощностью 77,9 МВт, производства ООО «Русские газовые турбины», один котел-утилизатор и одна паровая турбина мощностью 36 МВт.

Маяковская ТЭС (Гусев) и Талаховская ТЭС (Советск) мощностью 156 МВт каждая также имеет в составе основного оборудования по две ГТУ типа 6F.03 мощностью 77,9 МВт, производства ООО «Русские газовые турбины». Это высокоманевренные станции открытого типа, предназначенные для покрытия пиковых нагрузок.

Приморская ТЭС (Светловский городской округ) мощностью 195 МВт будет состоять из трех паросиловых блоков мощностью 65 МВт каждый в составе энергетического котла и паровой турбины.

В какие сроки проекты должны быть реализованы?
  • Маяковская ТЭС (г. Гусев) – 1 квартал 2018 года
  • Талаховская ТЭС (г. Советск) – 1 квартал 2018 года
  • Прегольская ТЭС (г. Калининград) – 1 квартал 2019 года
  • Приморская ТЭС (г. Светлый) – 2020 год

Кто является генподрядчиком по каждому объекту строительства?

Управление проектами строительства Маяковской и Талаховской ТЭС осуществляло ООО «Интер РАО – Инжиниринг», строительство Прегольской и Приморской ТЭС курирует ООО «Интер РАО – Управление электрогенерацией». Генподрядчиком на стройплощадках Маяковской и Талаховской ТЭС было ЗАО «Интертехэлектро». На Прегольской и Приморской ТЭС - ООО «Интер РАО - Инжиниринг".

Вопросы по финансированию и экономической целесообразности проектов
Сообщалось, что общий объём инвестиций в строительство 4-х станций в Калининградской области составит порядка 150 млрд рублей. Чем обусловлена эта сумма? Сколько должна стоить электроэнергия, чтобы обеспечить возврат инвестиций в приемлемые сроки?

Суммарный объем инвестиций на строительство четырех станций ориентировочно составит не более 100 млрд рублей (без НДС). Возврат инвестиций будет осуществляться в соответствии с механизмом, предусмотренным Правительством. Поэтому повышения стоимости электроэнергии в Калининградской области из-за строительства новых ТЭС не будет.

Кто будет осуществлять финансирование проектов?

Базовым инвестором выступает «Роснефтегаз». При этом для строительства в регионе новой генерации «Роснефтегаз» и «Интер РАО» в 2015 году создали совместное предприятие – ООО «Калининградская генерация».

Насколько проекты по строительству новых ТЭС экономически обоснованы?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 октября 2015 года №1116 и распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2015 года №2098-р для проектов предусмотрен механизм возврата инвестиций за счет надбавки к цене на мощность. При этом регулируемые тарифы на электроэнергию и мощность на оптовом рынке будут определяться по методике, предусматривающей компенсацию затрат на их строительство в течение 15 лет после начала поставки, конечно, при условии исполнения всех обязательств по поставке мощности и соблюдения установленных сроков по вводу объектов в эксплуатацию. Роста тарифов для потребителей Калининградской области из-за строительства ТЭС не будет.

Что получит регион в результате строительства станций?

Сооружение электростанций даст сильный импульс развитию экономики региона. В первую очередь - строительной отрасли, автомобильному, железнодорожному и водному транспорту. Кроме обеспечения энергетической независимости российского анклава, станция обеспечивает заказами местные предприятия, создает рабочие места. В субподряды при строительстве вовлекается большое количество предприятий, производящих стройматериалы и металлоконструкции, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации. Одно рабочее место при сооружении станции создает около 10 рабочих в смежных отраслях.

Достаточно привести простой пример. По данным Калининградстата, на конец декабря 2016 года общий объем заказов (контрактов) на проведение строительного подряда организациями составил 6,8 млрд рублей. При этом обеспеченность строительных организаций заказами на данный период составила более двух месяцев. На конец марта 2017 года общий объем заказов вырос до 14,4 млрд рублей. То есть удвоился. А обеспеченность строительных организаций заказами составила уже более 1,5 лет.

Объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом организаций в 2016 году увеличился по сравнению с 2015 годом на 12,3%, а в 1 квартале 2017-го - на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

На 200% выросло производство кирпича и прочей неметаллической строительной продукции, более чем в два раза увеличилось производство блоков и прочих строительных изделий для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня. На 91% - производство конструкций и деталей конструкций из черных металлов. Это данные Калининградстата за первые три месяца 2017 года.

Помимо занятых в строительстве, на всех четырех станциях будут работать более 600 человек эксплуатационного персонала, а во время плановых ремонтов планируется привлечь еще около 500 человек.

Кроме того, регион получит крупного налогоплательщика. Например, сегодня Калининградская ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт ежегодно отчисляет в бюджет более 500 млн рублей налогов. Новая генерация суммарной мощностью около 1 ГВт даст как минимум в два раза больше отчислений в бюджеты разного уровня. Но самое главное, что жители Калининградской области получат надежное энергоснабжение и маневренную энергосистему.

Сколько будет создано рабочих мест при строительстве и эксплуатации генерирующих объектов?

При строительстве объектов задействовано более 2000 человек. Для эксплуатации и управления ТЭС будет создано более 620 рабочих мест, причём для работы на станции необходим высококвалифицированный персонал.

Как изменятся тарифы для населения после ввода в эксплуатацию новой генерации?

Тарифы для населения устанавливают региональные власти. Но в связи с тем, что возврат инвестиций будет осуществляться за счет потребителей первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии, то есть центральной части России, строительство ТЭС не влияет на тарифы для населения Калининградской области.

Вопросы по выбору оборудования для новых электростанций
Какое оборудование поставлено на станции?

Всё основное оборудование российского производства для всех четырех проектов строительства. Поставщиком газовых турбин выступило ООО «Русские газовые турбины», осуществляющее производство и испытания турбин на заводе в г. Рыбинск. Паровые турбины изготовят «Силовые машины», укомплектованы они будут генераторами производства НПО «Элсиб». «Уральский турбинный завод» поставит паровые турбины на угольные блоки, котлы будут производства Подольского машиностроительного завода.

9.jpg

htmlimage.jpg

Планируется ли использование оборудования зарубежных производителей?

Основное оборудование на проектах строительства электростанций полностью отечественного производства. Использование продукции отечественных изготовителей является для нас приоритетом.

AMO_9262_ret.jpg

Вопросы по газовой генерации:
Какие предприняты дополнительные меры по снижению воздействия производства на окружающую среду при строительстве газовых электростанций?

При проектировании станций большое внимание уделялось вопросам экологической безопасности строящихся энергообъектов.

В основе газовых станций современные ГТУ с наилучшими показателями по выбросам окислов азота, величина которых не превышает 30 миллиграммов на кубометр выхлопных газов (для сравнения, традиционные ТЭС имеют выбросы 200-250 мг/м3). Кроме этого, во всех проектах предусмотрено строительство современных очистных сооружений с применением, в том числе, мембранных технологий. Также применены современные технологии шумоизоляции.

Почему на электростанциях в Гусеве и Советске не предусмотрена утилизация образующегося тепла

Изначально, при проработке проектов строительства рассматривалась возможность обеспечения теплофикации на всех новых ТЭС. Однако в области недостаточно потребителей тепла. К примеру, потребность города Калининграда в теплообеспечении с существующей Калининградской ТЭЦ-2 не превышает 50% ее технической возможности. Таким образом, власти города посчитали, что строительство теплофикационного блока и теплотрасс на новых станциях нецелесообразно и экономически не обосновано. ТЭС в Гусеве и Cоветске предусматриваются как пиковые, для покрытия пиковых нагрузок в сети. Иными словами, коэффициент их загрузки будет невелик, и никаким образом вырабатываемое тепло не сможет повлиять на экологию региона.

Не видите ли вы проблем с поставками газа?

Насколько нам известно, ПАО «Газпром» реализует комплекс мер по обеспечению надежности газоснабжения Калининградской области.

Общие вопросы по угольной станции:
Рассматривались ли иные альтернативы строительству угольной ТЭС в Калининградской области?

В качестве альтернативы были рассмотрены следующие варианты: отказ от строительства, размещение станции на другом участке, а также использование альтернативных видов топлива.

Основной целью строительства угольной станции является обеспечение независимого энергоснабжения Калининградской области – то есть энергетической безопасности региона.

В настоящее время на электростанциях Калининградской области основным видом топлива является газ, доля которого составляет порядка 98%. Топливо поступает по газопроводу «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград», что ставит топливообеспечение области в зависимость от политических отношений с сопредельными государствами, так как у транзитных стран есть возможность регулирования его объемов. Кроме того, в случае неисправности газопровода или аварии, при выходе Литвы из объединённой энергосистемы возникает риск почти полного обесточивания Калининградской области.

Таким образом, отказ от строительства угольной станции ставит под угрозу энергонезависимость региона.

Площадка под строительство станции была выбрана региональными и местными органами власти. В качестве альтернативной – рассматривалась территория бывшей ГРЭС-2 в Светлом. Однако на ней недостаточно места для размещения нового энергообъекта.

В качестве альтернативных видов топлива для Приморской ТЭС рассматривались горючие полезные ископаемые (нефтепродукты, попутный нефтяной газ, торф, бурый уголь). Однако тщательный анализ показал невозможность строительства энергоисточника именно требуемой мощности на перечисленных видах топлива.

Почему для строительства станции выбран именно посёлок Взморье Светловского городского округа? Рассматривались ли варианты размещения угольной ТЭС в других районах области?

Выбор места размещения электростанции обусловлен несколькими факторами. С одной стороны необходимо обеспечить устойчивость создаваемой энергосистемы Калининградской области, в том числе в изолированном режиме. И для этой работы привлекались ведущие проектные институты, которые осуществляли соответствующий комплекс расчётов. В частности, расчёты по данному проекту проводили специалисты одного из крупнейших российских институтов - «Энергосетьпроект». С другой стороны важно наличие необходимой инфраструктуры: сетевой, транспортной.

Региональные и местные органы власти выбрали поселок Взморье местом для размещения угольной станции потому, что здесь расположена единственная в области площадка, которая соответствует необходимым для строительства ТЭС требованиям.

В настоящее время рассматривается вариант строительства Приморской ТЭС, при котором не предусмотрено сооружение причальной стенки. В таком случае почему бы не перенести строительство ТЭС на другую площадку?

В качестве основного варианта доставки угля предполагается его транспортировка по железной дороге, морской вариант является резервным на случай перебоев с поставкой железнодорожным транспортом.

При выборе площадки строительства учитывалось много факторов, в том числе наличие близко расположенных и достаточно емких источников водоснабжения, рельеф и размер необходимой территории, доступность транспортной инфраструктуры для поставки топлива, и технического присоединения к сетям.

Дело в том, что по российскому законодательству вновь устанавливаемые угольные энергоблоки должны быть оснащены полным комплектом природоохранного оборудования, включая газоочистные технологии, решения по утилизации золошлаковых отходов, очистке сточных вод и т.д., что требует дополнительных площадей. Для размещения энергетической станции мощностью до 156 МВт требуются территория, площадью не менее 70 га. Других свободных участков в промышленных зонах Калининградской области такой площади, пригодных для строительства такой электростанции нет.

Просчитывалась ли экономическая целесообразность строительства угольной ТЭС?

Конечно, Правительство РФ и Минэнерго РФ провели полный экономический анализ возможных вариантов. При этом во внимание принималось поручение Президента РФ о диверсификации топливного баланса региона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 октября 2015 года №1116 и распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2015 года №2098-р для проектов предусмотрен механизм возврата инвестиций за счет надбавки к цене на мощность. При этом регулируемые тарифы на электроэнергию и мощность будут определяться по методике, предусматривающей компенсацию затрат на их строительство в течение 15 лет после начала поставки мощности, конечно, при условии исполнения всех обязательств по поставке мощности и соблюдения установленных сроков по вводу объектов в эксплуатацию.

Уголь в регионе не добывается. Насколько его доставка и использование экономически выгодны?

Итоговая стоимость угольного топлива для Приморской ТЭС с учетом его доставки сопоставима со стоимостью природного газа. Это связано с его доступностью в местах добычи (большие запасы высококачественного каменного угля в Кемеровской области), низкой стоимостью на разрезе, а также низкой стоимостью доставки по развитой сети железных дорог ОАО «РЖД».

Как будет осуществляться поставка угля?

В части поставки угля прорабатываются следующие маршруты. Первый - это железнодорожным транспортом через сопредельные с Калининградской областью государства. Второй маршрут предполагает поставку угля по железной дороге до портов в районе Санкт-Петербурга, оттуда топливо будет перегружаться на баржи и по морю доставляться в Калининградскую область и далее по железной дороге до ТЭС.

Много говорилось о том, что станция резервная и будет работать только в экстренных случаях. Что это значит?

В настоящее время в силу геополитических причин энергобезопасность Калининградской области является уязвимой. Для снятия рисков и обеспечения надежности энергоснабжения разработана программа развития энергетики региона, которая включает строительство четырех новых электростанций суммарной мощностью 1 ГВт, объектов сетевой и газовой инфраструктуры. Эту программу разрабатывала специально созданная рабочая группа при Минэнерго, с привлечением большого количества экспертов, которые рассматривали различные сценарии, наиболее оптимальным из которых был выбран газо-угольный. Саму программу утверждало Правительство РФ.

Угольная станция строится в поселке Взморье Светловского городского округа. Предполагается, что она будет резервным источником энергии. Её основное назначение – обеспечение энергобезопасности Калининградской области в случае, когда работа газовых электростанций в регионе будет невозможна. Угольная станция будет работать в случае аварий на газопроводе и обеспечивать электроэнергией важнейшие объекты социальной и промышленной инфраструктуры региона. В этом смысле альтернативы углю не существует. Ни ВИЭ, ни сжиженный газ, ни какие другие источники энергии не смогут выполнить эту задачу в требуемом объеме.

Если большую часть времени станция будет простаивать, то как её быстро «завести», чтобы в экстренных случаях не наступили более печальные последствия?

Режимы работы любой электростанции страны определяет Системный оператор единой энергетической системы. Когда Приморская ТЭС будет введена в эксплуатацию, решать вопросы её загрузки будет «Системный оператор Единой энергетической системы».

Сейчас предполагается, что в основное время станция будет находиться в «холодном резерве», из которого оборудование может быть выведено за 12-18 часов в случае необходимости.

Есть опасения, что уголь, который будет поставляться на Приморскую ТЭС, плохого качества. Он взрывоопасен, существует опасность его самовозгорания. Зачем использовать такое топливо?

Это не соответствует действительности. Кузбасский уголь, который планируется сжигать на Приморской ТЭС, является одним из лучших по низкой зольности и малому содержанию серы. Калорийность этого угля составляет может достигать 6000 кКал/кг. Данный уголь широко используется в качестве топлива на многих угольных электростанциях страны и, в том числе, поставляется на экспорт.

Применяемые технологии хранения угля исключают возможность его самовозгорания.

Есть мнение, что уголь является источником радиации, и его хранение несет в себе дополнительные риски для здоровья. Так ли это?

Слухи о радиоактивности угля не имеют под собой оснований. Согласно действующему законодательству, добыча и использование угля с повышенным уровнем радиоактивности запрещено. Также при поставке на ТЭС уголь проходит соответствующую приёмку, включающую и радиационный контроль, что исключает использование на станциях радиоактивного угля.

Каким будет потребление угля и количество отходов?

При работе станции при максимальной расчетной нагрузке, она будет в год потреблять порядка 540 тыс. тонн угля. Отходов в виде золы, которая образуется в процессе сгорания, будет порядка 10%.

Предполагается, что Приморская ТЭС будет резервным источником энергии и будет загружаться на максимум только в случае, когда все газовые станции в регионе не смогут работать. Находясь в дежурном режиме, сжигание угля на ТЭС не предусматривается, т.е. отходы золы образовываться не будут.

Что будет с золой?

Проектом предусмотрена возможность отгрузки золы потенциальным потребителям. Мы уже начали прорабатывать соответствующие проекты с потенциальными потребителями золы.

В настоящее время существует много технологий для применения золы, например, она активно используется при производстве строительных материалов, а также при строительстве автомобильных дорог (например, зола Каширской ГРЭС в Подмосковье, используется для строительства автомобильных дорог).

На период отсутствия потребителей золы, отходы от сжигания угля планируется разместить на золоотвале. Транспортировка золы будет осуществляться автомобильным транспортом, в увлажненном виде, чтобы избежать пыления. Золоотвал будет располагаться вне территории станции.

Какие работы ведутся сейчас на площадке строительства Приморской ТЭС?

На площадке Приморской ТЭС продолжается монтаж металлоконструкций Главного корпуса, устанавливаются стеновые панели и окна. На открытом распределительном устройстве (ОРУ -110кВ) выполняется комплекс пуско-наладочных работ.

Ведутся строительно-монтажные работы в административно-бытовом корпусе, водогрейной котельной, разгрузочном и дробильном устройствах, на подъездном железнодорожном пути.

В Главном корпусе готовят фундаменты под дополнительное оборудование, ведётся монтаж трубопроводов и элементов нагрева котлов. 


Вопросы по технологиям и экологии угольной станции
Какие меры по охране окружающей среды будут предприняты?

При проектировании угольной станции уделялось особое внимание вопросам экологии. В частности, на объекте будут применены «сухие» градирни, инновационная система сухого пневмозоло-шлакоудаления.

1. Техническая конструкция котла и решения по системе сжигания топлива позволяют снижать концентрацию оксидов азота, образующихся при сгорании угля на 15 %.

2. Для очистки дымовых газов предусмотрено применение электрофильтров, обеспечивающих минимальный уровень выбросов в атмосферу золовых частиц и сажи.

3. Проектом предусмотрена бессточная система водоснабжения. Т.е. все сточные воды, образующиеся на станции, поступают на очистные сооружения, а очищенная вода обратно возвращается в технологический цикл. Данное решение позволит снизить количество забираемой воды из Калининградского морского канала, а также исключить сброс сточных вод в канал.

4. Для снижения уровня шума от станции, проектом предусмотрена установка шумозащитных экранов.

Какие меры будут предприняты для предотвращения загрязнений почвы и воды в СНТ, расположенных рядом с площадкой Приморской ТЭС?

При проектировании ТЭС применяются самые современные решения, исключающие загрязнение почвы и воды. Согласно проектным решениям сбросы в калининградский морской залив отсутствуют. Вода, применяемая для работы ТЭС, проходит соответствующую очистку и возвращается обратно в технологический процесс для повторного использования, для минимизации забора исходной воды.

Отходы, образующиеся при очистке воды на станции, передаются в лицензированные организации по договору для дальнейшей утилизации или переработки.

Какие меры будут предприняты для предотвращения загрязнений питьевых озер, которые находятся в нескольких километрах от площадки строительства?

Работа станции не будет оказывать негативного воздействия на водоёмы, которые есть в регионе, в том числе, и на питьевые озера. На станции применяются самые современные решения, исключающие загрязнение подземных вод. Площадка ТЭС оснащена очистными сооружениями, которые позволят очищенные воды вернуть обратно в технологический процесс для повторного использования. Отходы, образующиеся при очистке, передаются в лицензированные организации для дальнейшей утилизации или переработки.

Как будет организован процесс очистки окружающего воздуха от угольной пыли, которая образуется при хранении угля?

Проектом предусмотрены специальные защитные мероприятия для исключения пыления угля на складе при его хранении. Сам склад хранения угля с четырех сторон будет огражден специальной сеткой, которая препятствует раздуванию пыли. Кроме того, проектом предусматривается разбрызгивание мелкодисперсной воды на угольном складе, что также препятствует распространению пыли. Подача топлива в котельное отделение ТЭС будет осуществляется по системе закрытых конвейеров, места перегрузки угля оборудованы современными аспирационными системами, оснащенными современными фильтрами.

Аналогичные системы очистки воздуха от возможного попадания в него угольной пыли установлены и на зарубежных угольных станциях, и они показывают свою эффективность.

Смогут ли фильтры защитить от мелкодисперсной пыли?

Современные электрофильтры обладают очень высокой степенью очистки. На данном проекте предполагается применение импортных электрофильтров со степенью очистки 99,5%. Это оборудование имеет сертификат, подтверждающий соответствие санитарным нормам.

Как уверяют некоторые СМИ, в Калининграде концентрация диоксида азота составляет 1,1-1,5 мг/м3. Станция будет выделять 7 тысяч тонн диоксида азота, диоксида серы и еще 20-25 разных элементов. То есть концентрация вредных веществ возрастёт в разы. Так ли это?

В ходе подготовки материалов ОВОС (оценка воздействия объекта на окружающую среду) учтены выбросы от всех источников, расположенных на площадке ТЭС, а также фоновое загрязнение атмосферного воздуха. Получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение регионального Роспотребнадзора. На основании выполненных расчётов, и принимая во внимание, что на станции будут использованы самые современные системы очистки, можно говорить о том, что после ввода станции в эксплуатацию качество атмосферного воздуха жилых районов будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам. Воздействие от станции будет минимальным.

Учитывается ли при проектировании станции тот факт, что проживающие в СНТ люди берут воду из скважин? Как будет влиять работа угольной ТЭС на грунтовые воды?

На станции применяются самые современные решения, исключающие загрязнение подземных вод. Площадка ТЭС оснащена очистными сооружениями, которые позволят очищенные воды вернуть обратно в технологический процесс станции для повторного использования. Отходы, образующиеся при очистке, будут передаваться в лицензированные организации для дальнейшей утилизации или переработки.

Строительство станции не повлияет на количественный и качественный состав грунтовых вод.

Уголь считается самым вредным топливом для климата на Земле. Его использование влечет за собой озоновые дыры и глобальное потепление. Какое воздействие окажет угольная станция на климат?

Тепловое воздействие от угольных станций аналогично воздействию от станций, работающих на газе. Все проектные решения основаны на действующей современной нормативной базе в части регулирования количества и качества уходящих газов при сжигании топлива.

К примеру, парниковый эффект от выбросов автомобильного транспорта намного сильнее, чем от работы угольных станций.

При условии применения современных технологий можно смело утверждать что воздействие от станции будет минимальным. Что доказывает получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения регионального Роспотребнадзора.

Светловский городской округ один из самых неблагополучных в Калининградской области по показателям заболеваемости среди населения, в том числе, онкологическими заболеваниями. Какое воздействие окажет угольная станция на ситуацию со здоровьем жителей?

В настоящее время проведена оценка потенциального риска для здоровья населения. Медицинские и природоохранные проблемы региона, а также вероятность возникновения неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания, комплексно учтены в проектной документации.

Согласно данной оценке риска, при совместном действии химических веществ на территории размещения ТЭС отсутствует негативное влияние на здоровье человека. Что подтверждено в положительном санитарно-эпидемиологическом заключении регионального Роспотребнадзора.

В свою очередь при строительстве угольной генерации будут применены самые современные экологичные решения, чтобы свести к минимуму негативное влияние объекта на окружающую среду.

Что будет с участками недвижимости, которые попадают в санитарную зону станции?

Согласно выполненным предварительным расчетам садовые участки и жилые дома не попадают в расчетную санитарно-защитную зону предприятия.

Санитарно-защитная зона угольной ТЭС должна составлять не менее 500 метров. При этом расстояние от некоторых домов СНТ до стройплощадки составляет всего 30 метров. Насколько это законно?

Согласно выполненному проекту, конфигурация расчетной санитарно-защитной зоны Приморской ТЭС имеет неправильную форму и исчисляется от границы участков размещения станции. Проектом предложена санитарно-защитная зона следующих размеров:

- в северном направлении - от 23 м до 110 м;

- в северо-восточном направлении - по границе участка до 110 м;

- в восточном направлении - по границе участка до 110 м;

- в северо-западном направлении - по границе участка;

- в западном направлении – по границе участка;

- с южной, юго-западной и юго-восточной стороны, на акватории Калининградского морского канала санитарно-защитная зона не устанавливается. Принятая конфигурация расчетной санитарно-защитной зоны (ССЗ) является достаточной и не противоречит положениям СанПиН. Что подтверждено в положительном санитарно-эпидемиологическом заключении регионального Роспотребнадзора.

Как повлияет станция на качество жизни населения, если она будет работать на полную мощность? Каким образом вредность будет компенсирована тем людям, кто будет вынужден жить по соседству с производством?

В ходе подготовки материалов ОВОС (оценка воздействия объекта на окружающую среду) учтены выбросы от всех источников, расположенных на площадке ТЭС, а также фоновое загрязнение атмосферного воздуха. На основании выполненных расчетов и заключения Роспотребнадзора можно говорить о том, что после ввода станции в эксплуатацию качество атмосферного воздуха жилых районов будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам.

Вопросы по золоотвалу Приморской ТЭС
Где разместится золоотвал Приморской ТЭС и какую площадь займёт?

Золоотвал разместится за пределами территории станции. Под него выделен участок площадью 17 гектаров в Светловском городском округе, на расстоянии 11 километров восточнее города Светлый и 1,4 километра юго-восточнее посёлка Взморье.

Почему золоотвал нельзя разместить непосредственно на площадке строительства станции?

В соответствии с федеральным законодательством отходы производства запрещено размещать в непосредственной близости с водоёмами.

Что будет представлять собой золоотвал? Какие природоохранные мероприятия предусмотрены, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду?

Золоотвал представляет собой площадку, по периметру которой предусматриваются защитные дамбы высотой 1,5-2,5 метра для предотвращения попадания поверхностных вод за границы площадки складирования. Для исключения загрязнения подземных вод предусмотрена укладка специального покрытия с дополнительным защитным слоем в 0,5 метра. Осадки, попадающие внутрь золоотвала будут собираться в водосборную ёмкость. Для борьбы с пылеобразованием будет предусмотрена система оперативного и постоянного пылеподавления.

Каким образом золу будут доставлять со стройплощадки Приморской ТЭС на золоотвал?

Транспортировка золы будет осуществляться автомобильным транспортом в увлажнённом виде, чтобы избежать пыления. При этом кузов самосвала укрывается автопологом. При разгрузке предусмотрено разравнивание золы бульдозером и послойное уплотнение виброкатком.

На какой объём золы рассчитан золоотвал, и что будет, когда он заполнится?

Предполагается, что Приморская ТЭС будет резервным источником энергии и будет загружаться на максимум только в случае, когда все газовые станции в регионе не смогут работать. При работе станции на максимальной нагрузке, чего теоретически, может никогда не произойти, она будет в год потреблять максимум 540 тыс. тонн угля. Отходов в виде золы, которая образуется в процессе сгорания, будет около 10%.

В настоящее время существует много технологий для применения золы, например, она активно используется при производстве строительных материалов. Ведутся переговоры с региональными производителями о её использовании.

Вопросы об альтернативах строительству угольной ТЭС

Почему в Калиниградской области строится электростанция на угле и не строятся ВИЭ, в то время как регион сейчас пытается активно развивать туризм?

Стратегию развития энергетики Калининградской области разрабатывала рабочая группа при Минэнерго, а утверждало Правительство РФ. Члены рабочей группы рассматривали несколько сценариев, из которых выбрали наиболее оптимальный – со строительством угольной станции в качестве резервного источника.

Угольная станция - в отличие от ВИЭ - выполняет функцию поддержания частоты в сети, что является ключевым условием для работы энергосистемы в целом. Преимуществом является также возможность создания запасов топлива на длительный период и надёжность его поставки, в частности морским путем, минуя другие государства.

Между тем, строительство ветряной или солнечной генерации не может рассматриваться как альтернатива угольной станции, и такие установки в принципе могут являться только дополнительными источниками энергии. При этом надо учитывать, что Калининградская область не располагает благоприятными метеоусловиями для строительства ВИЭ. Средняя скорость ветра в регионе составляет 3,7 м/с, а для нормальной работы установок требуется 15 м/с, таких дней в году наблюдается всего 10 – 15. Например, в соседней Литве ветроустановки работают суммарно примерно четыре месяца в году. Для строительства солнечной генерации здесь также недостаточно солнечных дней. Среднее количество ясных дней – всего 34. А это значит, что ВИЭ в основном будут простаивать, и ни о какой надёжности энергоснабжения не может быть и речи. К тому же строительство ветряных или солнечных установок намного более затратно. Такие проекты не окупаемы, и во всем мире они существуют только за счёт дотаций из бюджетов. Тариф на «зелёную» электроэнергию в той же Литве составляет почти 90 евроцентов за 1 кВт*ч, т.е. почти 60 рублей. Иначе говоря, платежи за эту электроэнергию должны увеличиться минимум в 20 раз. Очевидно, что никто из потребителей не готов нести такие расходы. Ранее прорабатывался вопрос строительства электростанции на местном торфе. Однако его запасы сильно ограничены, их не хватит на весь период эксплуатации станции.

Уголь был и остаётся более чем «современным» топливом энергетики. Угольная генерация развивается во всем мире и давно уже не пользуется дурной репутацией. Сейчас активно применяются экологически безопасные и весьма эффективные угольные технологии. Около трети всей электроэнергии в мире вырабатывается за счёт угля. С 2012 года в европейских странах было введено более 11 ГВт угольной генерации – почти в шесть раз больше, чем количество введённых газовых мощностей. На стадии строительства находятся ещё 8 ГВт угольных мощностей в Польше, Нидерландах, Германии.

Почему не рассматривается вопрос о том, чтобы провести дополнительную ветку от существующего трубопровода «Северный поток», а решено все же строить угольную станцию?

В мире пока не существует технологий по строительству подводных газовых соединений. Поэтому вопрос о прокладке ветки от «Северного потока» неактуален.

Стратегию развития энергетики Калининградской области разрабатывала рабочая группа при Минэнерго, а утверждало Правительство РФ. Угольная станция необходима для диверсификации энергобаланса Калининградской области. В случае аварии на газопроводе, в регионе будет станция, которая использует другой вид топлива, а именно уголь.

Уголь был и остаётся более чем «современным» топливом энергетики. Угольная генерация развивается во всем мире и давно уже не пользуется дурной репутацией. Сейчас активно применяются экологически безопасные и весьма эффективные угольные технологии.

Калининградская область богата торфом, почему строится станция на угле, а не на торфе?

Данный вопрос прорабатывался рабочей группой при Минэнерго при определении стратегии развития энергетики Калининградской области. Запасы торфа в регионе сильно ограничены, их не хватит на весь период эксплуатации станции.

Можно ли вместо угольной ТЭС построить в регионе мусоросжигательный завод, который будет вырабатывать электроэнергию и тепло?

В настоящее время в России более 95% мусора утилизируется захоронением, а сжигается - менее 1%. При этом необходимо учитывать, что сжигание не утилизирует мусор, а лишь сокращает его количество на 40%. Всё остальное – это зола.

Кроме того, станции, работающие «на мусоре», не являются хорошей альтернативой с точки зрения той же экологии. В результате сжигания одной тонны твёрдых бытовых отходов производится не меньше углекислого газа, чем от угольной станции. При сжигании отходов, содержащих хлорированный пластик, выделяются высокотоксичные вещества. Очистка летучих газов на мусоросжигательном заводе – техноёмкий и дорогостоящий процесс.

Может ли альтернативой угольной станции стать комбинированная ТЭС на природном газе с возможностью использования мазута или дизельного топлива?

Газовое топливо поставляется в регион через соседние государства, что ставит его поставку в зависимость от геополитической ситуации. Таким образом, газ не может рассматриваться в качестве альтернативного варианта из-за возможной нестабильности его поставок.

Что касается попутного газа, то он добывается в области в недостаточных для работы электростанции объемах. На территории Калининградской области нет нефтеперерабатывающего завода, мазут и дизельное топливо поставляются в регион вагонами-цистернами. Таким образом, строительство станции, работающей на комбинированных источниках топлива, в сегодняшних условиях невозможно.

Почему не рассматривался вариант строительства ТЭС на сжиженном газе?

Практика строительства станций на сжиженном природном газе существует, однако речь идёт о маломощных мини-ТЭС для снабжения электроэнергией и теплом отдалённых и небольших населённых пунктов. Станции большой мощности на сжиженном газе не строят.

Почему нельзя вернуться к идее строительства атомной станции вместо строительства угольной ТЭС?

Стратегию развития энергетики Калининградской области разрабатывала рабочая группа при Минэнерго, а утверждало Правительство РФ. Насколько нам известно, проект строительства Балтийской АЭС в области, над которым работал «Росатом», приостановлен.

Рассматривая техническую возможность строительства АЭС в Калининградской области, стоит упомянуть о существенных технических проблемах. Атомная электростанция может быть использована только в базовой части графика нагрузки энергосистемы. Также в этой части работает калининградская ТЭЦ-2. В то время как энергетике области для покрытия пиковых и полупиковых графиков необходимо именно маневренное оборудование. Иными словами, использование атомной энергетики при решении задачи обеспечения энергетической безопасности региона невозможно.

Рассматривался ли вариант реконструкции Светловской ГРЭС-2, которая раньше работала на угле, вместо строительства новой станции?

Изначального мы рассматривали вариант строительства Приморской ТЭС на территории бывшей ГРЭС-2 в Светлом. Но для станции мощностью 195 МВт требуется участок, площадью не менее 70 гектаров. Общая площадь ГРЭС-2 сейчас составляет менее 15 гектаров. Таким образом построить здесь современную станцию в соответствии со всеми нормативными требованиями, как в части технологического цикла, так и в части защитных мероприятий для снижения негативного воздействия на экологию, включая газоочистные технологии, решения по утилизации золошлаковых отходов, бессточной технологии не представляется возможным.